Глава 1     Глава 2   
 

 

В выборе методов прогнозирования важным показателем является глубина упреждения прогноза. При этом необходимо не только

знать абсолютную величину этого показателя, но и отнести его к

длительности эволюционного цикла развития объекта прогнозиро-

вания. Для этого можно использовать предложенный В. Белоконем

безразмерный показатель глубины (дальности) прогнозирования (τ)

τ = Δt / t ,

где Δt – абсолютное время упреждения; − x t величина эволюцион-

ного цикла объекта прогнозирования.

Формализованные методы прогнозирования являются действен-

ными, если величина глубины упреждения укладывается в рамки

эволюционного цикла (τ << 1). При возникновении в рамках про-

гнозного периода «скачка» в развитии объекта прогнозирования

(τ ≈ 1) необходимо использовать интуитивные методы, как для оп-

ределения силы «скачка», так и для оценки времени его осуществле-

ния, либо теорию катастроф [59]. В этом случае формализованные

методы применяются для оценки эволюционных участков развития

до и после скачка. Если же в прогнозном периоде укладывается не-

сколько эволюционных циклов развития объекта прогнозирования

(τ >> 1), то при комплексировании систем прогнозирования боль-

шее значение имеют интуитивные методы.

В зависимости от общих принципов действия интуитивные ме-

тоды прогнозирования, например, можно разделить на две группы:

индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные

оценки.

Методы коллективных экспертных оценок уже можно отнести к

комплексным системам прогнозирования (обычно неполным), по-

скольку в последних сочетаются методы индивидуальных эксперт-

ных оценок и статистические методы обработки этих оценок. Но так

как статистические методы применяются во вспомогательных про-

цедурах выработки прогнозной информации, на наш взгляд, коллек-

тивные экспертные оценки целесообразнее отнести к сингулярным

методам прогнозирования.

В группу индивидуальных экспертных оценок можно включить

(принцип классификации – способ получения прогнозной информа-

ции) следующие методы: метод «интервью», аналитические доклад-

ные записки, написание сценария. В группу коллективных экспертных оценок входят анкетирование, методы «комиссий», «мозговых

атак» (коллективной генерации идей).








5b239685

if gte vml